Упражнения как сделать глаза больше


Упражнения как сделать глаза больше

Упражнения как сделать глаза больше

Упражнения как сделать глаза больше


ФОТО не получается загрузить, разберусь - "загружу".
ФОТО есть в фотоальбоме


Всё началось с одной большой проблемы ПЕРЕД школой:
ребенок путает буквы, не запоминает буквы, не выговаривает чётко...
Проблемные буквы нарисованы в таблице ниже.

В школе проблем стало ещё больше, добавились письменные ошибки, очень медленное и неправильное чтение.
То что ЭТО называется ДИСГРАФИЯ и ДИСЛЕКСИЯ, КАК с ними бороться
я на тот момент понятия не имела.
Дома тренировались читать, писать (списывать тексты), но улучшений не было вообще.
Буквы в прописи, как не старались, были ужасные.

Обращалась к специалистам: школьной учительнице, репетитору, логопеду, но они, похоже сами не особо знали КАК с этим можно бороться.
История нашей борьбы с дисграфией и дислексией, выводы из наших побед и поражений, изложены в ЭТОМ дневнике.

В дневнике есть и другие интересные записи про дисграфию
http://www.liveinternet.ru/users/49...rubric/4042468/

Дисграфия проявляется КУЧАМИ проблем по ВСЕМ учебным предметам
(основной язык обучения у нас - украинский, а язык общения в семье - русский, так уж сложилось исторически)

Сперва объясню, почему мне пришлось "изобретать велосипед", придумывать СВОЙ путь (метод) борьбы с дисграфией.

Классический способ борьбы с дисграфией состоит из этапов:
( КАК я поняла, из того ЧТО услышала от специалистов, прочитала в ИНТЕРНЕТЕ)

1) постановка, автоматизация звука.
2) дифференциация звуков (тренировка фонематического слуха).
3)изучение букв (соответствующих звуков), тщательное их "закрепление" (вид буквы печатной, прописной, ).
4) закрепление навыка каллиграфического написания буквы.
5) дифференциация прописных букв (чтобы не путал прописные буквы).

Т. е. этап №1- "Постановка звука" и этап №2 "Дифференциация звуков"
в нашем случае реализовать их КАЧЕСТВЕННО и БЫСТРО было НЕРЕАЛЬНО.
У ребенка отсутствовали 8 передних зубов, "молочные" выпали, постоянные
"задержались" на 1 год.

А классический метод предполагает ТОЛЬКО такую последовательность.
На форумах много раз читала, пишут логопеды :
"Постановка звука - единственно правильное начало действий
при коррекции дисграфии".

Но, если задуматься, оказывается, эта ДОГМА "срабатывает" не всегда.

Например:
если человек НЕМОЙ с рождения, но имеет нормальный СЛУХ,
ЕМУ тоже НУЖНО "СТАВИТЬ" звук, прежде чем научить писать без ошибок?!!!

Нет, ТАКИХ людей учат писать правильно, выучив буквы и научив их различать
( и на вид и на слух).
Определенные упражнения по тренировке ФОНЕМАТИЧЕСКОГО слуха делают.

Причем ВСЁ время человеку (ребенку) демонстрируют ПАРУ
ЗВУК - БУКВА (графическое изображение звука).

И в мозгу откладывается и закрепляется эта НЕРУШИМАЯ связь.


Т. Е. в обучении УПОР делается на ЗРЕНИЕ и СЛУХ.

Голос, дикция, оказывается не очень и нужны (если с ними возникли ПРОБЛЕМЫ)
для того чтобы научиться ПРАВИЛЬНО списывать, ПРАВИЛЬНО писать диктанты.

А если ОБЫЧНЫЙ ребенок с логопедическими проблемами 5-7 лет приходит на прием к логопеду, логопед сразу "хватается" за постановку проблемного ЗВУКА.

А БУКВОЙ он почемуто не занимается. Считается если есть проблемы
с узнаванием букв то ЭТО уже проблемы ОКУЛИСТА.

Почему о НЕОБХОДИМОСТИ "наладить" и закрепить эту связь между
ЗВУКОМ и БУКВОЙ, забывают когда дело касается плохоговорящего
ребенка?
ОСОБЕННО непонятно, если ребенок уже ШКОЛЬНИК!

Хорошо поставленный звук сам по себе ЭТО еще ПОЛУФАБРИКАТ,
его ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО:
1) хорошенько и прочно "прикрепить" к соответствующей БУКВЕ;
2) их "СОЮЗ" нужно проверить и закрепить фонематическим слухом.
(выполнить упражнения по проверке и тренировке фонематического слуха)

Если ЭТОГО не делать в мозгу образуется полная КАША
из звуков и букв, чтобы "разгрести" её придется потратить много времени и сил.

Возможно, логопеды считают что ЭТИМ должны заниматься учителя в школе,
а учителя в свою очередь считают ЭТО материалом для занятий в детском саду.

В итоге (МЫ - родители) имеем у ребенка ДИСГРАФИЮ и КУЧУ проблем по всем предметам.

В 1-3 классах на медосмотре окулист определял зрение +6+7, потом +2+3,
ТРЕБОВАЛ "одеть очки".
Очки не стали одевать, потомучто ребенок видел всё с задней парты прекрасно,
слава богу, мелкий шрифт в учебнике тоже.

Испуганные диагнозом, поехали и проверили зрение на специальном аппарате
(без БУКВ), зрение оказалось в пределах нормы.

ПРОБЛЕМА оказалась в БУКВАХ:
ребенок называл неправильные звуки к тем БУКВАМ, которые показывал врач-окулист на плакате.
Сейчас уже нет проблемы с перепутыванием букв и звуков.
ЭТОТ тест у окулиста он проходит нормально.
А если бы одели очки? Со зрением явно бы начались проблемы...

Статью написала давно, но ПОСТОЯННО её редактирую, когда умные мысли посещают или что-то умное нашла в интернете.
Если в статье что-то непонятно, почитайте другие записи ДНЕВНИКА.

У нас еще осталось довольно много проблем: ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, ПОЧЕРК, ГРАММОТНОСТЬ (грамматические правила по всем языкам), словарные диктанты по английскому, постепенно будем их решать.
Надеюсь у нас ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ.

Из всего произошедшего (см. статью ниже) можно сделать вывод, я для себя сделала ТАКОЙ вывод: если ребенок 5-7 лет плохо разговаривает, сперва нужно проверить:
1) ЧТО он говорит?
2) ЧТО он слышит?
3) ЧТО он видет? (возможны проблемы со зрением)
4) ЧТО он пишет?

"ЧТО?" - ЭТО значит КАКУЮ-ИМЕННО букву он имеет в виду.
ВМЕСТЕ все четыре пункта составляют ОБРАЗ буквы, "пазл из 4 частей"...
Если в голове у ребенка этот ПАЗЛ не "складывается", не закреплен знаниями и навыками, полученными с помощью специальных упражнений,
то во 2 классе (начинаются списывания и диктанты)
"взрывается бомба замедленного действия"
(очень разрушительного действия)- ДИСГРАФИЯ.

СПЕРВА нужно проверить, возможно скорректировать, "ЧТО?" ребенок говорит
(слышит, видет, пишет), а потом уже занятся КАЧЕСТВОМ этого процесса, т. е.
корректировать "КАК?" ребенок говорит (слышит, видет, пишет) буквы, звуки и т. д.

Да, ЭТО нужно делать в детском садике, только не все дети "жаждут" ЭТИМ заниматся и не у всех хорошая память, и внимание к тому же сосредоточено только на любимых игрушках.
А буквы, цифры, буквари в упор замечать не хочется. ВОТ ТАК и появляются
школьные проблемы, которые потом маме приходится "разгребать"

Вот прочла (16.02.2013г.) на английском сайте
http://www.dyslexia-teacher.com/t6.html
"... Исследования Национального института здоровья ребенка и развития человека показали, что для детей с трудностями обучения чтению, мульти-сенсорный метод обучения является наиболее эффективным подходом или лечения.

Это особенно важно для ребенка дислексия. Но что это значит?

Использование мульти-сенсорного обучения подход означает, помогают ребенку научиться более чем через один из органов чувств. Большинство преподавания в школах осуществляется с помощью либо зрения или слуха (слуховые ощущения). Зрение ребенка используются при чтении информации, глядя на диаграммы или картинки, или читать то, что находится на борту учителя. Слух используется в слушать то, что говорит учитель. Ребенка дислексия может испытывать трудности с одним или обоими этими чувствами. Зрение ребенка может быть затронута трудности с отслеживанием, обработки визуальной информации или увидеть слова становятся нечеткими или передвигаться. Слух ребенка может быть удовлетворительным проверка слуха, но память слуховая или слуховой обработки может быть слабым... "

Прочитала, обдумала ВСЮ ЭТУ ситуацию с дисграфией, обычные "отмазки" киндера, когда он не справлялся с простейшими заданиями 1-2 класс и в интернете много чего пишут о связи МОЗГА, ПОЛУШАРИЙ МОЗГА и дисграфии.
Свое мнение написала в другой записи ДНЕВНИКА
http://www.liveinternet.ru/users/4913329/post262551518/

Я заметила ОБЩЕЕ между сообщениями -
описаниями методов обучения дисграфиков (и на английском сайте и болгарском)- особый упор в ПРЕДСТАВЛЕНИИ учебного материала (ПРАВИЛ) делается на:

ВИЗУАЛЬНЫЙ способ представления информации.

Т. е. СХЕМЫ, РИСУНКИ, ФОТО, ТАБЛИЦЫ(простейшие).

Моё мнение чем КОРОЧЕ, ПРОЩЕ и НАГЛЯДНЕЕ схема НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ тем
ЛЕГЧЕ ребенку будет её запомнить.

Т. е. она должна первоначально состоять максимум из 2-3 элементов.
После подробного качественного изучения 3 элементов, схему можно постепенно усложнять, но тоже не больше чем на 3 элемента.
И КАЖДЫЙ шаг дорисовки -усложнения схемы нужно подробно объяснять. Использовать разноцветные карандаши (или цветные ручки),
чтобы выделить разные группы элементов на схеме.

Потом обязательно ПРОВЕРИТЬ УСВОЕНИЕ этого правила на примерах, может ли ребенок нарисовать ДАННУЮ схему по памяти.
Проверять нужно несколько раз: завтра, через неделю, через 2 недели и т. д.

Я заметила у моего дисграфика есть проблема: да, запомнил правило, но в нужный момент не может его БЫСТРО ВСПОМНИТЬ.
Чтобы ЭТОТ процесс происходил быстрее нужно больше практики, вопросы должны быть разные.

Чтобы перестановка слов местами или замена какого-то слова в правиле (из учебника) синонимом не заводила размышления ребенка в тупик.

Даже если вопрос поставлен очень сильно "не так КАК В УЧЕБНИКЕ", ребенок мог
(практика поможет) догадаться к какому правилу относится вопрос.
Эта проблема была заметна 1-2 класс, сейчас гораздо проще учить правила.


Перед 2-ым классом стали меняться молочные зубы.
На 1 сентября 2-го класса "центральные" 4 зуба "вылезли" только до середины длины (были слишком короткие), а соседних с ними 4-х, не было вообще.
Т. е. у ребенка практически НЕТ передних 8 зубов, ставить в ТАКИХ условиях 9 согласных звуков можно долго и упорно, но без результата.
Достичь желаемого результата можно, когда ВСЕ передние зубы займут своё место.

Он не выговаривал СТОЛЬКО звуков, потому что с чудовищным упрямством СОСАЛ СОСКУ почти до 3 лет, разговаривать не хотел, показывал все жестами.
Слова некоторые знал, но произносил их с большой неохотой.
Много раз пытались отнять соску, но он устраивал ЖУТКУЮ истерику, приходилось отдавать соску.
Из-за соски молочные зубы деформировались, верхние и нижние передние не соприкасались с друг другом, из-за ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ щели между зубами.

Книгами не интересовался лет до 4, потом стал просить чтобы читали ему, но УЧИТЬ САМОМУ буквы--- НЕТ, КАТЕГОРИЧЕСКИ,
"НЕ хочу, не буду, я - еще маленький!"- и ТАК далее. Буквари прятал от меня, чтобы занятие "сорвать".

До школы, надеялись на лучшее, "выговорится", в 1-ом классе- адаптация к школе после детсада.
СКОЛЬКО времени нужно СИДЕТЬ НА ОДНОМ месте (по сравнению с детсадом) - очень тяжело выдержать.
Чтобы ЭТО сгладить, ходили на спортивную секцию 3 раза в неделю по 2 часа. МИНИМАЛЬНУЮ ДОМАШКУ делали часа по 3-4 (с отдыхами, перекусами и т. д.). На логопеда времени УЖЕ не оставалось.
На улице погулять тоже ведь надо.

1-2 класс учителя слушал минут 5-10, остальное время "витал" где-то в своих мыслях. Домой приходил, знаний с УРОКА =0, приходилось ВСЕ учить дома, и правила, и навыки их применения на практике закреплять тоже.

В начале 2-го класса я оказалась в ситуации: у ребенка КУЧА ошибок в тетради, не выговаривает половину букв алфавита, а чтобы начать ВСЕ ЭТО исправлять, нужно:
1. чтобы ЗУБЫ были на своем месте.
2. наличие опытного логопеда-дефектолога.
3. наличие хороших тетрадей по коррекции дисграфии (именно с "нашими" проблемными буквами-звуками)(для письменных занятий).

И САМОЕ ПЕЧАЛЬНОЕ ничего из ЭТОГО не было в наличии:

1. Зубы "вылезли" летом,
2. логопед из поликлиники звуки "ставила" хорошо, при условии (знакомые хвалили) если есть ЗУБЫ и у ребенка НЕТ ПРОБЛЕМ с запоминанием и различением букв.
Она НЕ ИСПОЛЬЗУЕТ наглядные пособия с буквами, слогами, у неё совершенно ПУСТОЙ стол. На тот момент по неопытности, я думала что ЭТО НОРМАЛЬНО.
3. А тетрадей по коррекции дисграфии в Украине пока нет в природе. Издательства считают, что ЭТО невыгодное дело, т. к. ТАКИЕ тетради не нужны МАССОВОМУ ПОКУПАТЕЛЮ.

В январе 2011 (2 года назад) я сидела и плакала над тетрадками с КУЧЕЙ ошибок,
не зная "ЧТО ДЕЛАТЬ?"
Учитель, логопед и репетитор - "совместными усилиями довели" меня до истерики. Само слово "ДИСГРАФИЯ" меня сперва напугало просто ЖУТЬ.

ПО тому КАК его произносил логопед, я поняла, что она ОЧЕНЬ СИЛЬНО СОМНЕВАЕТСЯ, что дисграфию вообще можно вылечить.

Репетитор сказала "срочно оставлять на второй год", каждое посещение напоминала про "педагогическую запущенность".

Учитель- "по больше пишите, по чаще читайте"...

ЧТО мне оставалось делать? "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих!"

Залезла в ИНТЕРНЕТ, стала читать про дисграфию, искать упражнения для коррекции.

Отбирать из них те что "подходили" нам и те, которые мой ребенок МОГ ВЫПОЛНИТЬ. Внимательно смотрела и слушала, что у ребенка получается, что не получается,
ЧТО он понимает и запоминает, а ЧТО ему очень сложно понять и запомнить. Постепенно (за 2 года), сложился алгоритм действий.
Если Вам интересно, прочитайте ниже статью.


Просмотрев множество тетрадей, альбомов с упражнениями, поняла в чем "изюминка", на ЧТО делается акцент во всех упражнениях.
Вспомнила, что-то подобное уже видела в учебном пособии "Полезные каникулы" ("Основа" Харьков) ( есть на рус. языке, 1-4 классы). http://osnova.com.ua/images/book/870.jpg или http://puzkarapuz.org/234082-uroki-...aya-tetrad.html

Особенно ценными упражнениями в моих занятиях стали упражнения на внимание, отмеченные значком "глазик".(во всех учебных пособиях этой серии есть интересные упражнения на внимание).

Я купила это учебное пособие в конце учебного года в 1-ом классе, планировала занятия на летние каникулы ПОСЛЕ 1-го класса.
Выбрала ИМЕННО это учебное пособие:
- крупный жирный шрифт;
- промежутки между строчками НОРМАЛЬНЫЕ (удобные);
- распределение занятий строго по ДАТАМ (3 месяца лета).
МНЕ очень трудно было уговорить киндера почитать хоть немножко текста,
а ТУТ задание дано (не мною а АВТОРОМ),
указана конкретная ДАТА, задано упражнение, нужно (ОБЯЗАТЕЛЬНО) успеть выполнить ИМЕННО сегодня, чтобы не сбиваться с графика.
Моих доводов и убеждений хватило недели на 2, потом уже редко занимались, читали по 1 абзацу в день ели-ели.
На таблички с буквами я по незнанию внимания не обратила.
Была уверена, что ЭТО пустяковое примитивное задание.
Выполняли другие задания, КАК мне казалось более полезные.

Цитата из английской газеты, КАКИМИ должны быть учебные пособия для детей с дислексией:
"... книга напечатана на плотной кремового цвета, матовая бумага с хорошей межстрочный интервал (идеально для читателей с дислексией)."
(я всегда выбираю книги с БЕЛОЙ бумагой, но оказывается от белоснежной бумаги у некоторых детей слезятся глаза, бывает и такое...)

Аналогичные таблички с буквами (для закрашивания клеточек) можно рисовать самим или найти в учебных пособиях, например,
у О. Холодовой «Умникам и умницам» («Информатика, логика, математика» 1-4 класс и другие из ЭТОЙ серии),

« Звуки и буквы в городе Фонетика: Объяснение трудних тем русского языка в игровой форме» Цветкова ( 2011) http://book.tr200.net/v.php?id=1369885

В любом учебном пособии нужно выбирать упражнение на тренировку внимания к БУКВАМ, где заостряется внимание на РАЗНИЦЕ между буквами, слогами, звуками.
Начинать нужно ПЕРЕД 1-м классом (подготовка к школе).

Очень жалею, что я поздно до ЭТОГО додумалась, аж в середине 2-го класса.

Посмотрите в интернете комикс "Дислектик в школе"
Похоже на Вашего ученика?
http://www.dyslexia-dysgraphia.ru/genius/page/14.html


В каждом классе найдется 3-4 ученика, которым очень тяжело дается и ЧТЕНИЕ, и СПИСЫВАНИЕ, и ДИКТАНТЫ.
В-общем, они - кандидаты в "круглые" двоечники. Если ученик постоянно при списывании (30 слов) делает не меньше 50 ошибок, учитель "мысленно" зачисляет его в "двоечники" НАВСЕГДА.

В ИНТЕРНЕТЕ, на форумах, много мам рассказывают о своей многолетней тяжелой (и физически и психологически ) войне с дисграфией, КАК они пытаются «изгнать захватчика» из тетрадей своих школьников.


Чтобы победить дисграфию, нужно применить военную хитрость ко всем ошибкам (проблемам с написанием или чтением): "Разделяй и Властвуй!".

(завалы в случае ЧП КАК разгребают? Тоже по определенной последовательности: сперва вручную-"легкие" обломки", потом работает тяжелая техника).

Дисграфия- по своему разрушительному действию очень похожа на УРАГАН или ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ. В тетрадях и дневнике КУЧИ и ЗАВАЛЫ из РАЗЛИЧНЫХ ПРОБЛЕМ.
"Страшно, аж ЖУТЬ..." - слова из песни, хорошо описывают ощущения и состояние родителей ребенка с дисграфией.

Как люди НАУЧИЛИСЬ бороться с ЭПИДЕМИЯМИ болезней:
1) сперва их исследовали;
2) находили способ или средства:
во-первых - нейтрализовать существующую болезнь,
во-вторых - способы ПРЕДУПРЕДИТЬ развитие болезни.

Вот эту КУЧУ проблем и нужно исследовать, анализировать.
Анализировать - ЭТО значит разобрать на составляющие части (маленькие отдельные проблемки).
Сперва начать с ТЕХ ошибок, которые встречаются наиболее часто, их часть среди ВСЕХ ошибок в письменных работах САМАЯ КРУПНАЯ.
Если с помощью нижеприведенных упражнений Вам удасться ликвидировать ЭТУ проблемку, это сразу станет заметно (в тетрадях), появится стимул к дальнейшей работе.

1. Все ошибки можно разделить на отдельные отряды
(объединенные общим признаком) (ОТРЯД - обычно ПАРА проблемных букв).

2. Среди этого "отряда" находить отличия, запоминать, отмечать их (цветными карандашами).

Если ребенок выучил весь отряд букв, запомнил его, не путает в словах
(ни письменно, ни на слух), значит,
Дисграфия лишилась еще одного своего отряда бойцов,
а этот отряд теперь "воюет" на Вашей стороне.


Любой текст нужно воспринимать как набор печатных знаков.
Именно ЗНАКОВ, а не слов.
До появления компьютеров, газеты и книги печатали на печатных станках, где КАЖДУЮ страницу нужно было "собрать" как КОНСТРУКТОР со
свинцовыми элементами наподобии кубиков - "буквочками"
(и буквы, и знаки препинания).

Только после того как научились "видеть" конкретный знак
(букву) среди набора разных букв,
нужно научиться видеть и ВСЁ СЛОВО ЦЕЛИКОМ, обводить карандашом.
Именно то слово, в составе которого есть ЗАДАННАЯ буква.
(или ОПРЕДЕЛЕННОЕ сочетание ОПРЕДЕЛЕННЫХ букв).

С дисграфией МОЖНО бороться.
Да, борьба предстоит долгая и нервная (признаки дисграфии в тетрадях нервируют очень сильно, не только учителей, но и маму тоже, по себе знаю).

Во-первых, ее можно избежать (даже если перед школой ребенок плохо разговаривает, плохо читает, плохо пишет).
ЕСЛИ одновременно с изучением букв (слогов) делать нижеперечисленные упражнения (перед 1-м классом и в 1-м классе).
Эти упражнения тренируют внимание ребенка, и зрительное и слуховое (фонематический слух), он запомнит (возможно не сразу) буквы (звуки), разницу между ними, и уже никогда их не перепутает.

Во-вторых, ее можно скорректировать (упражнениями).
С оценки "1" за списывание, до оценки "12" и за списывание и за диктант.

Главное условие успеха : "проблемные" буквы придется выучить заново, используя нижеприведенные упражнения.

Главные помощники в борьбе с дисграфией: цветные карандаши (ручки, маркеры), цветные карточки (с буквами, слогами) и ТЕРПЕНИЕ.

Цвет карандаша - как луч МАЯКА указывает маленькому капитану правильный ориентир в темноте, где темнота - это куча непонятных трудных понятий.
"Луч света в Темном Царстве" одним словом.


Главное условие работы с цветными карточками: одновременно использовать ТОЛЬКО ОДНУ ПАРУ карточек, остальные ребенку даже не показывать, не отвлекать его ВНИМАНИЕ. Можно изготавливать карточки НЕ ВСЕ СРАЗУ, а в порядке надобности ПО ПАРАМ.

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ и ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - Ваши главные союзники (и "смертельное оружие" для дисграфии) в борьбе с дисграфией, их нужно тренировать и развивать.

Перед ребенком ОБЯЗАТЕЛЬНО должна быть "цветная " сторона карточки с буквой.
ЭТО нужно для привлечения внимания к букве (если одна буква), а если две, то для привлечение внимания к контрасту между цветами.

Не нужно в табличках закрашивать ВСЕ квадратики с РАЗНЫМИ буквами СРАЗУ.
Начали учить букву "Ц", например, закрасили ВСЕ квадратики с ЭТОЙ буквой.
Потом ЭТУ же букву нужно искать в текстах. (см. ниже).

Главная цель упражнения по закрашиванию квадратиков - это не рисунок в итоге,
а ЗАКРЕПЛЕНИЕ навыка УЗНАВАНИЯ проблемной буквы СРЕДИ ДРУГИХ БУКВ.

Если ЭТО упражнение выполнять ПО-ДРУГОМУ позже: повторить порядок букв (образец) на чистых клеточках.
Здесь уже тренируются ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ И ЗРИТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ.
(незакрашенную табличку скопировать, разрезать пополам, наклеить на тетрадный лист. Задание: повторить порядок букв в строчке ТАБЛИЦЫ на тетрадном листе).


Нужно правильно определить проблему (ГДЕ ребенок постоянно делает ошибки), придумать "обходной" маневр, легенду для поиска. Время (количество дней) «отработки и закрепления» букв-звуков для каждого ребенка индивидуальны, зависят от желания выполнять упражнения и памяти (хорошая или не очень).


Примерные сроки выполнения ЭТАПОВ упражнений:
1. Автоматизация буквы №1 из ПАРЫ - дней 7.
2. Автоматизация буквы №2 из ПАРЫ – дней 7.
3. Дифференциация букв №1 и №2 - дней 7.
Карточки использовали в конце каждого этапа, для проверки и тренировки фонематического слуха (ПРАВИЛЬНО ли слышит букву, разницу между буквами и ОТДЕЛЬНО, и В СЛОВЕ, и В ТЕКСТЕ).

На начальном этапе, когда ребенок еще не может правильно на слух различить Буквы (похожие ПРОБЛЕМНЫЕ) и правильно их произнести (еще "не поставили" звук у логопеда), он не замечает разницы или считает ее совершенно неважной, очень
важен оказывается ЦВЕТ карандаша, которым эти буквы закрашиваются, обводятся. Ну хотя бы первые несколько пар согласных.
Почитайте книгу «Диагностика и коррекция внимания» А. А. Осиповой ( Программа для детей 5-9 лет). Поймете, почему ВАЖНО ВЫДЕЛИТЬ «проблемный» объект среди других объектов внимания.

( название цвета - начинается с "проблемной буквы", С- синий, З- зеленый, Ж- желтый, Ч- черный или какая-то стойкая ассоциация, например "цыпленок" - "Ц" )

Название цвета как бы "связывает" РАЗНЫЕ ПОНЯТИЯ в сознании ребенка:
буква (отдельная) - буква (в слове) - звук.

Например, буква "С", она у нас оказывалась все время на синем фоне
1) закрашивали квадратики с буквами, ее - синим цветом;
2) обводили буквы в словах текста, ее - синим цветом;
3) тренировали фонематический слух (особенно дифференциацию звуков).

Буква "С" -на синей (или голубой) карточке, а "Ш"- на красной ("шашлык" ).

На идею с цветными карандашами меня "натолкнули" занятия с очередным логопедом. Она пыталась "ставить" сыну звуки, объясняя, что при произнесении разных звуков воздух выходит изо рта или теплый или холодный.
Я цветом БУКВЫ "подчеркнула" разность температур выдыхаемого воздуха при ее произнесении.

А еще я заметила, случалось часто, что мой киндер звук произносит уже четко (повторяя за логопедом, но не видя БУКВУ).
А на вопрос: "Покажи букву на картинке ЗВУК, которой ты назвал?". Он показывал неправильную букву.
Я решила, что так не годиться, что связь понятий "БУКВА" - "ЗВУК", в нашем случае нужно держать под контролем постоянно, чтобы спутать было НЕВОЗМОЖНО.
Составила таблицу "проблемных" букв.
Когда логопед занимается с ребенком, "ставит звук", перед глазами обязательно должна быть "проблемная" буква, а рядом ее "конкурентка" (см. таблицу).
И когда ребенок проговаривает слова, показывает по табличке какая-именно буква есть в слове, сразу видно ошибку, а то четко выговаривает "Ж" и показывает на "З". Такое тоже может быть. Надо быть начеку, я специально следила, логопеду пришлось смириться с чокнутой мамашей. Т. е. я пыталась разъединить "неправильное" соединение понятий, например,
БУКВА "З" - ЗВУК "ЖЭ".

Таблица "проблемных" согласных букв (составляется индивидуально для ребенка) Проблемные пары букв: С –Ш - Щ, Ц - Ч, З –Ж, Л – Р. ( в каждой паре - контраст ЦВЕТОВ).

Таблицу составляла для походов к логопеду ( ходили "ставить" звуки, термины "тёплый" или "холодный" звук немного помогали различать звуки в проблемной паре).

Но потом возникла идея улучшить таблицу, сделать её еще лучше, нагляднее, более запоминающуюся. Так я перешла к разноцветным карточкам. Карточки использовала ТОЛЬКО дома, для проверки фонематического слуха с помощью различных диктантов. Помогало.
Если цветные карточки объединить в таблицу, то наверное таблица получится слишком пестрая и трудная для понимания. Лучше работать с ПАРОЙ цветных карточек.


С, Ц, З - синие (холодный воздух при выдохе)
Ш, Щ, Ч, Ж - красные (теплый воздух при выдохе)
Л - лиловый цвет,
Р - розовый.

Слово "жовтий" ( и по-русски и по-украински) он упорно писал "золтий", пока не сделала:
ЖЕЛТУЮ карточку с буквой "Ж"
ЗЕЛЕНУЮ карточку с "З";
"Ч" - на черной (черный Черныш - белая буква на черном фоне),
Ц - на оранжевой ("цыпленок" )(коричневая на оранжевом фоне).

На одном сайте недавно прочитала, что у детей с дисграфией большие способности к рисованию, может быть, некогда было заняться рисованием всерьез.

Если подчеркивать (обводить кружком) "твердые" и "мягкие" слоги одной и той же согласной, нужно брать всегда пару "противоположных" гласных.
Например, "А" и "Я", "У" и "Ю", «Е» и «Э», «И» и «Ы», «О» и «Ё» всегда отмечать один слог красным, другой синим, чтобы ребенок запоминал разницу (контраст и визуально и на слух).


Я пытаюсь его приучить видеть во всем РАЗНИЦУ, потому что, (мои наблюдения) когда ребенок "не видит разницы" или "лень сравнить эту чепуху (буквы)", тогда для дисграфии и дислексии очень благоприятные условия для роста.
А если с первого взгляда замечает (слышит) РАЗНИЦУ, то эти БЯКИ БУКИ ему не страшны.

В идеальном варианте, чтобы получить максимальный эффект, аналогичные упражнения нужно выполнять для букв всех языков, который ребенок начал изучать. (поиск и закрашивание букв в тексте, в таблице).

Правильно выговаривать звуки эти упражнения не научат, с этой проблемой Вам может помочь только логопед.
Насчет постановки звуков в домашних условиях и ПРАВИЛ КАК проводить
занятия по коррекции с ребенком, чтобы результат можно было
УВИДЕТЬ или ЗАМЕТИТЬ (на ЧТО обращать внимание)
http://www.liveinternet.ru/users/49...g#post261354838


Проанализируйте какие-именно ошибки встречаются чаще всего.

1. При списывании.

При ЭТОМ виде работы очень важны зрительная память и зрительное внимание. Натренировать их помогут упражнения с цветными карандашами.
Сперва нужные объекты необходимо обводить ЦВЕТОМ для привлечения внимания ребенка, когда ребенок научился замечать в ТЕКСТЕ эти объекты, тоже упражнение нужно делать "глазами" (без ЦВЕТА), (проверка - списывание или устный ответ).

2. При диктанте.

При ЭТОМ виде работы очень важен фонематический слух (насколько правильно ребенок слышит и различает разницу между звуками, не только отдельными "А-а-а", "С-с-с", "Ш-ш-ш" (и т. п.) но и в словах ("Саша", "Жаба", "Железо" и т. п.).
Проверьте, прочитайте ребенку несколько стишков-чистоговорок, пусть карточками покажет какие звуки он слышит (часто путают звуки: з-ж, ш-щ-с, ч-ц, л-р и много других "индивидуальных" вариантов).

Натренировать фонематический слух помогут:
1) выборочные (выбрать слово с заданным звуком) диктанты;
2) распределительные (слова распределить по 2-м или 3-м столбикам, в зависимости от наличия звука) диктанты ;
Тексты диктантов можно выбирать из сборников диктантов, чистоговорок, стишки из азбук, логопедические стишки.

Диктанты сперва - устные (ответ - карточками), а потом - письменные.


Мое наблюдение: где-то в мозгу ребенка "не срабатывает" что :

1) "вид буквы" (в книге),
2) "звук буквы" (на слух),
3) мышечная память губ и языка (произношение)
4) мышечная память руки (написание)
Это ЧАСТИ ОДНОГО ЦЕЛОГО.
Например, пазла из 4-х частей. Ребенок постоянно, 1-2 пазла "подставляет" "неправильных". Нужно отслеживать ТАКИЕ моменты.

Это касается не только отдельно взятых букв, но и букв в составе слова.
Причина этому (из интернета) "несогласованная работа полушарий головного мозга". Купила недавно "Прописи для правшей и левшей" И. В, Мальцевой ("Ранок" ), попытаемся тренировать взаимодействие полушарий (писать-рисовать нужно одновременно двумя руками, одинаковые рисунки).

Но можно попытаться превратить "минусы" в "плюсы". Использовать игровую мотивацию для тренировки зрительного внимания и фонематического слуха.


Объектами игр будут не игрушки, а проблемные элементы (постоянные ошибки):

1) наборы букв, цифр, знаков ( точки, запятые, плюсы, минусы и т. д.)
2) специально подобранные тексты с наличием "проблемных" букв.
3) цветные карточки с буквами (цветной картон), слогами, (например: "Ь", "Ъ", "точка", "запятая" и др.)
4) тренировать внимание можно на любом тексте (с подходящим шрифтом), если в нем есть знаки, сочетание знаков, для поиска.
5) а тему ВРЕМЯ изучать по рисункам, календарям, с помощью маркеров и таблицы умножения.


ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Школьные будни первоклассника начинаются со списывания букв, слогов, предложений. Т. е. нужно начинать с тренировки зрительного внимания.

Примеры упражнений можно увидеть в «Полезные каникулы» (см. фото страниц). Или других учебных пособий, логопедических тетрадях ( с хорошим крупным шрифтом).

1. Закрашивание букв в табличках.
В тексте задания (перед таблицей) можно обвести заданные буквы необходимым (контрастным) набором цветов, ребенку будет понятнее.

2. Поиск и обведение карандашом в тексте заданной ПАРЫ букв. Буквы отмечаются ОБЯЗАТЕЛЬНО контрастными карандашами.
2.1. Сперва ВСЕ буквы №1, потом ВСЕ буквы №2 (в одном тексте).
2.2. Буквы №1 и №2 отмечаются одновременно, согласно "живой" очереди ( в следующем тексте или наборе слов).

3. В следующем (№3) тексте отмечаются СЛОВА (целиком) с заданными буквами, например, буквы "С" и "Ш" (контрастными цветами).
3.1. Слова с "С"- синим цветом.
3.2. Слова с "Ш" - красным цветом.
3.3. Слова с "С" и "Ш" - фиолетовым цветом.

4. Из текста (набора слов) выписать в 2 (или 3) столбика слова:
С "С", с "Ш", с "С-Ш". (или другую пару проблемных букв).

5. Списать небольшой текст для проверки, насколько запомнил буквы.
Текст должен быть специально подобран (наличие "проблемных" букв или знаков).

6. Более сложное. Отметить в тексте СЛОВО с буквой "С" (например) под №10, №15. ТОЛЬКО под указанными номерами (т. е должны быть "обведены" только 2 лова).

7. Отметить только те слова, где ЗАДАННАЯ буква на ЗАДАННОМ месте (начало слова, середина, конец).

В процессе коррекции дисграфии я ЗАМЕТИЛА, что:
- СПЕРВА ребенок не узнавал буквы - конкретные на конкретном месте.
Я указывала на конкретную букву, а он называл неправильный звук.
Научила (упражнениями по закрашиванию клеточек в таблице и обведению букв
в тексте).

- ПОТОМ когда смотрит на текст "видит" отдельные буквы,
а слово ЦЕЛИКОМ не видит.
Сделали аналогично.
Стали искать и обводить цветными карандашами заданные СЛОВА,
с заданным НАБОРОМ букв, например
(две буквы "А"; или "О" и "А"; или слово "ОН", "ВЗЯЛ", "Математика" и др.
(желательно чтобы в текстах их было много).
В английской статье есть про фокусировку глаз, да я замечала ЭТО на практике: нужно ТОЧНО указывать на ЧТО обращать внимание, а потом проверить сможет сам найти в тексте заданное слово и сколько раз оно встречается в тексте посчитать.

Заметила что шрифт обязательно должен быть крупный жирный, промежутки между строками тоже желательно по-больше, чтобы было легче читать, легче искать, глаза не ТАК быстро устают.

И когда проходили темы: счуществительное, прилагательное, глагол-
тоже искали и обводили-
ВСЕ предметы,
ВСЕ признаки,
ВСЕ действия.
ИНАЧЕ правило "не откладывалось" и не закреплялось.

Если текст нужно было прочитать и пересказать: обводили разными карандашами
1) ВСЕХ действующих лиц,
2) их признаки,
3) их действия.
Сейчас (4 класс) вроде полегче, быстрее запоминает, но если письменно нужно пересказать, то весь пересказ- это одно предложение на полстраницы, ни точек ни запятых. Предстоит научиться.


Подготовка к диктантам. Тренировка фонематического слуха.

1. Из методички зачитывается набор слогов (потом слов), ребенок должен "хлопнуть" в ладоши, когда услышит нужный звук.
Перед этим вместе с ним этот звук отчетливо несколько раз произнести. ( глядя на картинку "предмет + буква" ).
"Предмет"- чтобы ребенок хорошо запомнил и букву и звук нужна какая-то "зрительная" ассоциация (близкая и понятная ребенку).
Например, "Ш-ш-ш" - "гусь шипит", "Щ-щ-щ" -« гусь щипается» (можно слегка ущипнуть). ( картинка гуся).
Так мой сын довольно быстро запомнил разницу между этими буквами и звуками (у логопедов есть много таких карточек, только все дети разные,
интересы и игрушки разные, карточки (близкие пониманию) могут быть разные.

1.1. сперва "прорабатываем" звук №1
Если ребенок правильно показывает карточку при зачитывании слов с №1 или Без него, можно переходить к следующему этапу.
1.2. потом звук №2. Проверить правильно ли слышит звук (карточка).

2. Теперь "ищем" оба звука одновременно (нужны цветные карточки)
2.1. слова с одним из звуком (или или) ( "сом", "шапка" ).
2.2. слова с обоими звуками одновременно ("Саша", "суша", "суши" и т. п) (карточками должен показать, какой звук первый, какой следующий).

3. Написать выборочный диктант (выбрать из зачитываемых слов, слово с "нужным" звуком, записать).

4. Написать распределительный диктант (распределить по столбикам: №1, №2 и 1+2)

5. Просто диктант (небольшой текст с "нужными" буквами в словах или знаками).

За одно занятие такой объем, конечно не успеть. В начале каждого занятия нужны упражнения на внимание, чтобы "освежить" в памяти прошлое занятие.

Каждый день мы "проходили" 1-2 страницу (текстов) за 1 занятие, иногда успевали Сделать 2 занятия (утром и после обеда).

Для тренировки фонематического слуха очень важно, чтобы ребенок на слух слышал (мог определить) :
1) количество слогов;
2) "твердый" или "мягкий" звук у согласной в ЭТОМ слоге;
3) открытый или закрытый слог.

Для этого можно вернуться к первым текстам (где отмечали отдельные буквы) и потренироваться:
1) красным отметить "мягкие" слоги (например: МЕ, МИ, МЯ, МЁ, МЮ);
2) синим "твердые" слоги (МЭ, МЫ, МА, МО, МУ)
для одной и той же согласной на выбор.

Сделать карточки со слогами (синие и красные), проверить, как ребенок слышит разницу между слогами :

1. группа слогов ( и "твердые" и "мягкие" ).
2. группа слов (с "нужными" слогами).

Для закрепления можно:
1) поискать в тексте слова со слогами из ЭТИХ БУКВ;
2) обвести СООТВЕТСТВУЮЩИМИ разными цветами СЛОГИ;
3) написать распределительный диктант.


Если ребенок читая, "фантазирует" произносит другие буквы,
СОВСЕМ другие слова, полезно будет:

1. найти в тексте проблемные элементы, обвести карандашом.
(например, "Е- красным - читается "мягко", "Э"- синим - читается "твердо" ).

2. ребенок должен прочитать текст с цветными "подсказками".
После прочтения вслух нескольких текстов с "подсказками" запомнит.

3. можно проверить запоминание упражнениями "Вставь букву" или "Исправь ошибку", «Орфографический тренажер» (учебные пособия "Ранок" и др.).

4. если ребенок "глотает" или "не замечает" окончания тоже самое.

В подобранных текстах найти и обвести :
(например: ВСЕ слова, с заданной комбинацией последних букв (выбрать нужную):
"-тр", "-та", "-ло", "-ки", "-ий", "-ой" и др.)

- сперва ТОЛЬКО «нужные» окончания во всех словах;
- потом все СЛОВА целиком с «нужными» окончаниями;
- прочитать ПРАВИЛЬНО (текст), обязательно;
- научиться читать правильно без цветных "подсказок".

Тоже самое можно применять к приставкам, корням слов, суффиксам (главное, правильно определить проблему).

ЦВЕТ можно использовать так же, что бы отметить разницу в произношении:
1) громко - тихо
2) быстро - медленно.

Полезно делать упражнения где много разных шрифтов, а прочитать предложения нужно в определенном порядке.


ЦВЕТ помогает увидеть и запомнить проблему, а потом нужно чтобы ребенок НАУЧИЛСЯ (после тренировки зрительного внимания) и СМОГ бы все увидеть, заметить без цветных "подсказок".


Я использовала для обозначения "мягкости" и "твёрдости" звуков ЦВЕТ
(красный и синий для слогов, голубой и розовый для гласных звуков).
Можно посмотреть в КАССЕ букв, слогов (другая запись в дневнике http://www.liveinternet.ru/users/49...rubric/4082758/

А звонкость согласных звуков обозначала:
тёмно-серый (сонорные),
серый (парные звонкие),
светло-серый (парные глухие),
белый - глухие.

Некоторые логопеды применяют другой способ -ТАКТИЛЬНОГО ощущения, т. е. принадлежность звука определяется ТОЛЬКО на ОЩУПЬ ("Ь"- из пороллона, "Ъ"- из линолиума или другого твердого материала).

Свойство ТАКИХ звуков (букв, слогов) можно определить ТОЛЬКО на ощупь
(просто посмотреть мало, или если запомнить внешний вид материала,
из которого они изготовлены.
(Т. е. больше времени уходит на то чтобы ОПРЕДЕЛИТЬ и ЗАПОМНИТЬ)
Для дошкольников, наверное ТАК понятнее.

Принадлежность звуков на моих карточках сразу видно по ЦВЕТУ ФОНА гласных букв.
Потомучто гласные буквы (звуки) - ГЛАВНЫЕ ПОМОЩНИКИ в определении "твёрдости" или "мягкости" согласных букв в конкретном слоге или слове.
"Смягчающие" --- "И","Е","Ю","Я", "Ё" (розовый фон);
"Несмягчающие" --- "Ы", "Э","У","А","О" (голубой фон).

"НИ", "НЕ", "НЮ", "НЯ", "НЁ" - красный фон;
"НЫ", "НЭ", "НУ", "НА", "НО" - синий фон.

После того как "разобрались" с печатными буквами, проверьте Как обстоят дела с прописными. Наверняка, есть "проблемные".

Можно аналогичные упражнения делать на прописных текстах:
- самим написать ( специально с ошибками), чтобы ученик прочитал, нашел и исправил.
- в "правильных" (без ошибок) текстах можно искать заданные " проблемные" элементы.

Очень хорошие тетради для коррекции дисграфии:
О. В. Чистякова «20 занятий по рус. языку для предупреждения дисграфии» (для 1 класса, 2-ого, 3-4 классов);
Крутецкая В. А. «90 эффективных упражнений по коррекции дисграфии» (Все -ИД «Литера», Россия ). http://www.litera.spb.ru/catalog/co...eading-numeracy


Проблемы возникают по всем предметам, к сожалению.

Особенно, если задание дается НА СЛУХ, а перед учеником ТОЛЬКО чистый лист тетради. Нет ни каких зрительных ориентиров : ЧТО? ГДЕ? КАК? писать.

К таким моментам нужно дома ребенка "подготовить", специальными упражнениями, например математическими диктантами (сборник диктантов).

Нужно учить стихи (если уговорите) тренировать память.
Мы учили стихи и правила по несколько раз списывая строчки из учебника в тетрадь-черновик.

Из интернета - "у ТАКИХ детей преобладает зрительная память".

ОБЯЗАТЕЛЬНО:
1) делать "Работу над ошибками",
2) обращать внимание ребенка на каждую ошибку или группу аналогичных ошибок (но не ругать).
3) чтобы он точно знал где "Правильно", а где "Неправильно".
ЦВЕТОМ ОБВЕСТИ (подчеркнуть разницу, ошибку). Чтобы он увидел и запомнил.

В первом классе «Работа над ошибками» - написать несколько раз правильно слово, в котором была допущена ошибка (1-2 строчки). Мышечная память руки помогает.

Постепенно, улучшать почерк.
Определить 2 самых крупных недостатка почерка, подчеркнуть красной ручкой
(чтобы ребенок увидел, понял недостаток, запомнил КАК правильно).
Добиваться, чтобы именно-эти недостатки исчезли.
Когда ребенок привыкнет писать «по-новому» (БЕЗ этих дефектов),
можно найти другую пару дефектов почерка, «воевать» с ними.
Проблем еще много. Надеюсь, постепенно со всеми справимся.

P.S.
Если какие-то моменты в статье были не совсем понятны посмотрите статью
http://mamaclub.ua/trudnosti-v-obuc...otsya-2388.html
(здесь немного подробнее изложено).

Список литературы
1. С. Г. Зотов "Повышение скорости чтения"
2. Е. Н. Спивак "Исправляем произношение" (речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков)
3. И. Е. Токарь "Сборник упражнений по предупреждению и коррекции письменных нарушений речи" (очень много полезных упражнений, со "шрифтом" тоже).
4. Р. И. Лалаева "Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников"
5. Г. Г. Мисаренко "Учимся определять части речи", "Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе"
6. О. В. Елецкая, И. Ю. Горбачевская "Коррекция дизорфографии" (5-6 класс) (методические рекомендации и упражнения).
7. З. И. Бекшиева "Коррекция письменной речи у школьников"
8. Л. Н. Ефименкова "Коррекция устной и письменной речи у первоклассников"
9. Л. Н. Лисенкова "Развитие и коррекция навыков чтения"
10. И. В. Прищепова "Дизорфография младших школьников"
11. Н. А. Кочеткова "Я различаю буквы о-а, сходные по написанию: альбом ученика (и другие), издательство "ГНОМ и Д", 2005.
12. В. И. Городилова, М. З. Кудрявцева "ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО. Обучение, развитие и исправление недостатков".
13. Н. Г. Алтухова "Научитесь слышать звук".
14. А. А. Осипова "Диагностика и коррекция внимания" (программа для детей 5-9 лет).
15. З. В. Короткевич « Текстовые упражнения для развития орфографической зоркости младших школьников. 2-4 классы. Издательство: Мозырь: Содействие. Год: 2010
16. А. Е. Соболева, Е. Н. Емельянова « Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом» Издательство: Питер Год: 2008


Источник: http://www.stranamam.ru/post/5247532/


Упражнения как сделать глаза больше

Упражнения как сделать глаза больше

Упражнения как сделать глаза больше

Упражнения как сделать глаза больше

Упражнения как сделать глаза больше

Упражнения как сделать глаза больше

Упражнения как сделать глаза больше

Упражнения как сделать глаза больше

Похожие записи: